Федеральный закон 54 3 применение кассового. Закон «О применении контрольно — кассовой техники

1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажа ценных бумаг;

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;

осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

розничная продажа бахил.

2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона.

2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

4. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выдачи и учета документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил), пунктов 3 и 5 настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.

8.1. Действие положений абзацев второго, шестого и седьмого пункта 2 настоящей статьи не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации.

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

12. Контрольно-кассовая техника может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Перечень платных услуг, оказываемых указанными в настоящем пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством Российской Федерации.

13. Контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов:

товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Положения настоящего пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

14. Контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети "Интернет" и сетей связи.

В 2017 - 2018 году продолжается введение онлайн касс, обязательных для применения большинством организаций и предпринимателей. До сих пор в закон вносятся изменения, в том числе увеличивающие срок для перехода на новую систему учета кассовых операций для некоторых категорий налогоплательщиков - в частности, срок введения онлайн касс для малого бизнеса перенесен на 1 июля 2019 года (закон принят). Подробная информация, кто может работать без онлайн-ККТ до 2019 года в статье

А тепер ь рассмотрим действующие на сегодняшний день нормы и правила.

Новое в применении ККТ в 2017-2018 году

Уже несколько лет государство постепенно переводит организации и предпринимателей на электронную систему учета расчетов с населением наличными или с помощью банковских карт.

Эта новая система использует так называемые онлайн кассы. Сначала их устанавливали некоторые налогоплательщики добровольно в тестовом режиме, но уже с 2017 года часть налогоплательщиков перевели на онлайн кассы в принудительном порядке. На сегодняшний день остались лишь немногие предприятия и ИП, которым предоставлена отсрочка для установки нового кассового оборудования до 1 июля 2018 года.

А начиная с 1 февраля 2017 года все налогоплательщики, которые только планируют установить ККТ, сделать это могут исключительно по новым правилам. Кассовые аппараты старого образца налоговая просто не зарегистрирует.

Впрочем, при наличии электронной цифровой подписи у организации или предпринимателя, процедура регистрации кассовой техники даже упростилась – теперь сделать это можно и через интернет.

54 федеральный закон о применении ККМ: коротко и ясно

Если описать онлайн кассы в двух словах, то это кассовые аппараты, которые в режиме реального времени передают в налоговую информацию о совершенной операции с денежными средствами.

То есть в соответствии с изменениями к данному закону возникла обязанность поменять свои кассовые аппараты на кассы с фискальным накопителем, подключить кассу к интернету и заключить договор с аккредитованным оператором фискальных данных.

Закон 54-ФЗ - последние новости (ЕНВД, ИП, магазины)

ИП на ЕНВД без работников, которые осуществляют виды деятельности (подп. 6-9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ):

  1. розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
  2. розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  3. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
  4. оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

Освобождаются от ККТ до 1 июля 2019 года ИП на патенте , которые осуществляют виды деятельности (1-15, 18-28, 30-44, 49-58, 60-63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ):

  1. ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;
  2. ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
  3. парикмахерские и косметические услуги;
  4. химическая чистка, крашение и услуги прачечных;
  5. изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;
  6. ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
  7. ремонт мебели;
  8. услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;
  9. техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  10. оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;
  11. оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;
  12. ремонт жилья и других построек;
  13. услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;
  14. услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;
  15. услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;
  16. ветеринарные услуги;
  17. сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
  18. изготовление изделий народных художественных промыслов;
  19. прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе по помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах);
  20. производство и реставрация ковров и ковровых изделий;
  21. ремонт ювелирных изделий, бижутерии;
  22. чеканка и гравировка ювелирных изделий;
  23. монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск, перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;
  24. услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
  25. услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;
  26. проведение занятий по физической культуре и спорту;
  27. услуги платных туалетов;
  28. услуги поваров по изготовлению блюд на дому;
  29. оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом;
  30. оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом;
  31. услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);
  32. услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);
  33. услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;
  34. ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  35. занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
  36. осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию;
  37. услуги по прокату;
  38. экскурсионные услуги;
  39. обрядовые услуги;
  40. ритуальные услуги;
  41. услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;
  42. оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  43. производство кожи и изделий из кожи;
  44. сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;
  45. сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;
  46. производство молочной продукции;
  47. производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;
  48. производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  49. товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
  50. лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;
  51. деятельность по письменному и устному переводу;
  52. сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;
  53. резка, обработка и отделка камня для памятников;
  54. оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  55. ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

Освобождаются от ККТ до 1 июля 2019 года ИП на патенте без работников, которые осуществляют виды деятельности (подп. 45-48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ):

  1. розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
  2. розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
  3. услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
  4. услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

Это и есть изменения в законе 54-ФЗ относительно сроков перехода.

В чем особенности нового порядка применения ККТ по 54-ФЗ?

Требования к кассовым аппаратам поменялись кардинально. Некоторые модели старых ККТ можно модернизировать, установив фискальный накопитель, но в большинстве случаев такая процедура невозможна. К сожалению, очень многим предприятиям и ИП придется приобретать новые кассовые аппараты. Требования к ним согласно ст. 4 закона № 54-ФЗ таковы:

  • наличие корпуса и заводского номера на этом корпусе;
  • наличие часов, фиксирующих дату и время;
  • наличие возможности печати документов (данную функцию может поддерживать как сама ККТ, так и присоединенное к ней устройство);
  • наличие функции проверки контрольной цифры регномера ККТ;
  • наличие фискального накопителя внутри ККТ или возможность его установки;
  • возможность передачи введенной информации в фискальный накопитель;
  • возможность создания документов в электронной форме;
  • обеспечение возможности передачи данных оператору данных, иногда неоднократной передачи вплоть до получения от оператора подтверждения приема информации;
  • возможность печатного устройства отображать на бланке чека штрих-код с зашифрованной информацией о документе;
  • и др.

По просьбе покупателя продавец должен направлять электронную версию чека.

На кого распространяется закон 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники с 01.07.2017?

Сейчас почти отсутствует привязка обязанности применения кассового аппарата (или наоборот освобождения от этой обязанности) к системе налогообложения организации или предпринимателя. Вскоре установить ККТ будут обязаны и вмененщики, и предприниматели на патенте, которые ранее могли работать без кассового аппарата.

По новому закону вправе не использовать онлайн кассу только такие виды деятельности:

  • мастерские по обувному ремонту;
  • мастерские по ремонту и созданию ключей и иных мелких элементов из металла;
  • продажа собственных поделок и подобных результатов творчества;
  • продажа периодики в соответствующих торговых точках;
  • продажа мороженого и напитков без содержания спирта;
  • продажа некоторых напитков и продуктов питания из передвижных емкостей (например, квас в розлив) или с временных конструкций (например, сезонные участки для торговли арбузами);
  • разносная продажа некоторых товаров;
  • торговля на временных ярмарках или розничных рынках;
  • некоторые аптечные пункты в удаленных местностях;
  • деятельность налогоплательщиков в местностях, где есть сложности со связью, перечень таких мест установлен на законодательном уровне.

Для расчетов между юрлицами (или юрлицами и ИП) кассовые аппараты по-прежнему не нужны.

Онлайн касса когда вступает в силу для оставшихся налогоплательщиков?

Пока окончательный срок для перехода на онлайн кассы тех налогоплательщиков, которым была предоставлена отсрочка, продлен до 1 июля 2018 года.

Но уже сейчас они по требованию покупателей обязаны предоставлять заполненные по всем правилам бланки строгой отчетности.

Особенности закона о применении ККТ с 2017 года для ИП

Новая редакция закона 54-ФЗ не предусматривает особые условия для индивидуальных предпринимателей. Все они при получении наличных денег от населения обязаны использовать кассовую технику с фискальным накопителем и доступом в интернет.

Исключение составляют лишь те предприниматели, которые осуществляют деятельность, подлежащую освобождению от использования онлайн касс (эти виды деятельности приведены выше). И безусловно, на предпринимателей действует отсрочка на установку онлайн кассы до 1 июля 2018 года, если соблюдены соответствующие условия по деятельности и системе налогообложения.

Как отразится закон 54-ФЗ для плательщиков УСН?

Никаких льгот при применении онлайн касс для упрощенцев закон № 54-ФЗ не предусматривает. В зависимости от вида деятельности налогоплательщики УСН должны использовать кассовую технику с фискальным накопителем. Причем, для упрощенцев срок для перехода уже закончился, онлайн касса уже должна быть установлена, в противном случае налогоплательщику грозят штрафы.

Как отразится закон 54-ФЗ для плательщиков ЕНВД?

С 1 июля 2017 года на онлайн ККТ перешли плательщики УСН и ОСН. А вот плательщики ЕНВД должны перейти с 1 января 2018 года.

Раньше вмененщики были освобождены от обязанности пользоваться ККТ. Новая редакция закона № 54-ФЗ такой поблажки их лишила. За исключением организаций и ИП, ведущих отдельные виды деятельности, вмененщики обязаны к 1 июля 2018 года перевести свою деятельность на онлайн кассы.

Виды деятельности по ЕНВД, которые освобождены в 2018 году от перехода на онлайн кассы, мы привелы в разделе "счет . Подарок за подписку - книга "Упрощенка. Годовой отчет 2019".

Завершающий этап реформы по переходу бизнеса на новую ККТ ознаменовался принятием пакета поправок к закону об онлайн-кассах. Так, 21 июня 2018 года Государственной Думой в третьем чтении был утвержден законопроект о внесении изменений в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003г .

Примечание: на момент написания статьи (29.06.2018) закон прошел слушание в Совете Федерации и был направлен на подпись Президенту РФ. Принятие законопроекта планируется в июле 2018 года.

Новые поправки конкретизировали понятие электронного средства платежа, расшили круг лиц, имеющих право не применять новую контрольно-кассовую технику или использовать ее в режиме «оффлайн», а также уточнили порядок формирования чека при безналичных расчетах с физическими лицам. Рассмотрим подробнее основные изменения, вносимые законопроектом № 344028-7.

Перечень основных изменений, вносимых в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003

Изменено название закона № 54-ФЗ от 22.05.2003г.

После утверждения поправок закон об онлайн-кассах будет носить название закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Из названия исключено упоминание об электронных средствах платежа.

Примечание: в настоящий момент (до внесения изменений) закон носит название: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

В закон включены новые понятия «бенефициарный владелец», «версия модели ККТ» и «выгодоприобретатель»

Так, в рамках закона № 54-ФЗ бенефициарным лицом будет считаться физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) организацией либо имеет возможность контролировать действия организации и (или) ее руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя. Бенефициарным владельцем руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя организации считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Примечание: понятие «бенефициарный владелец» в контексте данного закона затрагивает лишь представителей компаний – изготовителей ККТ, операторов фискальных данных и экспертные организации.

Расширено понятие расчетов

К расчетам, помимо указанных в абз.18 ст.1.1 Закона № 54-ФЗ, теперь добавлены прием и выплата средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Уточнен порядок формирования чека при зачете или возврате аванса за отдельные услуги

При осуществлении указанных расчетов физическими лицами за услуги, оказываемые в сфере культурно-массовых мероприятий, при перевозке пассажиров, багажа и грузов, за оказание услуг связи и иных услуг, определяемых Правительством РФ, продавцом может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий информацию обо всех оказанных услугах в течение суток или иного расчетного периода, не превышающего календарный месяц (но не позднее первого рабочего дня, идущего за днем окончания расчетного периода).

Сформированный в данном случае кассовый документ клиенту не направляется.

Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых применение онлайн-касс необязательно

После вступления в силу изменений применять онлайн-кассы не обязаны будут также:

  • продавцы при оказании услуг по перевозке багажа и грузов с применением автоматических устройств для расчетов;
  • продавцы, реализующие молоко и питьевую воду в розлив;
  • вендинговые аппараты, реализующие товар (за исключением подакцизной продукции и технически сложных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке) при условии отображения на дисплее аппарата QR-кода, позволяющего покупателю считать сформированный кассовый чек (БСО).

Примечание: освобождение вендинга от обязанности применения онлайн-касс при формировании на дисплее QR-кода возможно при условии нанесения на корпус аппарата его заводского номера, который может быть без труда прочтен клиентом (то есть номер должен быть расположен так, что покупатель его видел без труда, не прилагая усилий к его поиску).

Читайте также: Фискальный накопитель для онлайн-касс: срок, стоимость, замена и установка в 2019 году

Освобождение от онлайн касс получили также страховые агенты (физические лица), кредитные организации, платные парковки и государственные и муниципальные библиотеки при оказании сопутствующих услуг.

Вендинговые аппараты, принимающие к расчету только монеты Банка России и не питаемые от сети или аккумулятора (например, аппараты по продаже жвачки или бахилов) также могут не применять онлайн-кассы.

Возможность применения онлайн-касс в режиме «офлайн» предусмотрена на территории объектов органов ФСБ, государственной охраны, внешней разведки, военных объектов.

Определен перечень ИП на ПСН, освобожденных от применения онлайн-касс

Постоянное освобождение от обязанности применения контрольно-кассовой техники получили ИП на патенте, осуществляющие все виды деятельности, кроме:

  • парикмахерских и косметических услуг;
  • ремонта и техобслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, часов, а также ремонта и изготовления металлоизделий;
  • техобслуживания и ремонта автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом;
  • ветеринарных услуг;
  • услуг по проведению занятий по физкультуре и спорту;
  • ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • медицинской или фармацевтической деятельности, осуществляемой лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
  • услуг по прокату;
  • розничной торговли и услуг общепита;
  • производства молочной продукции;
  • товарного и спортивного рыболовства и рыбоводства;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Примечание: полный перечень видов деятельности, освобожденных от применения ККТ приведен в ст. 2 закона № 54-ФЗ.

Стоит отметить, что ИП на ЕНВД и УСН освобождения от применения онлайн-касс не получили вообще.

Основным условием освобождения ИП на ПСН от обязанности применения онлайн-касс является выдача покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт произведенного расчета. При этом документ должен иметь порядковый номер и иные реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ.

Уточнен порядок применения онлайн-касс при осуществлении безналичных расчетов

Если ранее закон № 54-ФЗ не давал однозначного ответа на вопрос о необходимости применения онлайн-касс при оплате по безналу , то после внесения поправок, этот пробел будет устранен. Так, согласно новой редакции закона, к расчетам, при осуществлении которых обязательно применение ККТ, относятся в том числе расчеты в безналичном порядке.

Примечание: при осуществлении безналичных расчетов между субъектами предпринимательства (ИП и организациями) применение онлайн-касс не обязательно.

Срок перехода на онлайн-кассы по безналичным расчетам с физическими лицами согласно новым изменениям – не позднее 1 июля 2019 года.

Определен порядок выдачи чека при осуществлении безналичных расчетов

Продавцы при поступлении от покупателя (клиента) оплаты по безналу обязаны передать ему кассовый чек или БСО одним из следующих способов:

  • в электронной форме на адрес электронной почты или в виде СМС на номер телефона;
  • в бумажной форме вместе с товаром (при этом направлять чек в электронной форме уже не нужно);
  • в бумажной форме при первой встрече продавца с клиентом (также без передачи чека в электронной форме).

Максимальный срок формирования чека при расчетах по безналу – не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Дополнен перечень реквизитов заявления, представляемого при регистрации онлайн-кассы в ИФНС

Помимо реквизитов, указанных в п.2 ст. 4.2 закона № 54-ФЗ, в заявлении на , представляемом ИП и организацией в налоговые органы, должны быть указаны:

  • сведения о применении ККТ при приеме средств от реализации лотерейных билетов (в том числе электронных), приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении указанной деятельности);
  • сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в пункте 5 1 ст. 1 2 закона № 54-ФЗ, включая номера этих устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 104, 10.06.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ);
Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 132, 21.07.2009);
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ (Российская газета, N 166, 29.07.2010) (о порядке вступления в силу см. пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ);
Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ (Российская газета, N 139, 30.06.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 23 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации;

Платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты) (абзац дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ);

Банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений (абзац дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. *2.1.1)

Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.

2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. *2.2)

2.1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346_26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

Наименование документа;

Порядковый номер документа, дату его выдачи;

Наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

Наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

Сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

Должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
(Пункт дополнительно включен с 21 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ)

3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажи ценных бумаг;

продажи лотерейных билетов;

продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники (абзац дополнительно включен с 1 сентября 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ).

4. Положения пунктов 2, 2_1 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ); дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

1. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр. *3.1)

2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации. *3.2)

3. Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах.

4. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

5. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации. *4.1)

При этом контрольно-кассовая техника (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна (абзац дополнен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

1.1. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна (абзац дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

Иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;

Обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;

Эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;

Передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат;

Иметь паспорт установленного образца.

2. Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации.

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

1. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, субагентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ; дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ - см. предыдущую редакцию):

осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

2. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны:

Использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата;

Осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;

Предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники;

Применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти;

эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме;

Выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом;

Обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации;


(Пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ)

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

1. Кредитные организации, применяющие в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона контрольно-кассовую технику, обязаны (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):

соблюдать требования, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;

применять контрольно-кассовую технику, которая должна быть оснащена защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами;

предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

2. Кредитная организация, которая применяет платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа, являющиеся основными средствами этой кредитной организации и принадлежащие только ей на праве собственности, обязана:

Ежедневно осуществлять ведение бухгалтерского учета по каждому платежному терминалу и банкомату, которые осуществляют прием средств наличного платежа;

Применять исправные платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа и обеспечивающие надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов, а также отражать операции в бухгалтерском учете этой кредитной организации в соответствии с нормативными актами Банка России.

В случае, если кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности или в силу специфики своей конструкции либо особенностей своего места нахождения не позволяющие ей выполнить обязанности, предусмотренные настоящей статьей, такой платежный терминал или банкомат должен быть оборудован исправной контрольно-кассовой техникой, зарегистрированной в налоговых органах, опломбированной в установленном порядке, эксплуатируемой в фискальном режиме и обеспечивающей фиксацию расчетных операций на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ)

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

1. Налоговые органы:

осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона. *7.1)

2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций. *7.2)

3. Действие полномочий налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-I "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 27, ст.1018);

абзацы девятнадцатый - двадцать второй статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.2).

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст.492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1912; N 34, ст.1966; 1993, N 12, ст.429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст.3484; 2002, N 1, ст.2) дополнить абзацем следующего содержания:

"Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.".

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Основные понятия, используемые в законе о контрольно-кассовой технике

Основные понятия, используемые в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" , содержатся в статье 1.1 Закона .

Таблица

Наиболее важные понятия

Следует обратить внимание, что компания или индивидуальный предприниматель - продавец поименованы в законе в качестве пользователя контрольно-кассовой техники. Также важно обратить внимание на изменения в терминологии, которые произошли с 2016 года. Так, в законе появились новые понятия. Причиной внесения новых понятий является необходимость совершенствования расчетов с использованием контрольно-кассовой техники и передача данных в налоговый орган.

К наиболее важным понятиям, которые встречаются в законе, относятся следующие.

Таблица

Новые понятия, используемые в законодательстве

Таким образом, понятно, что законом предусматривается:

Расширение электронного документооборота;

Использование новых автоматических устройств для расчетов;

Создание баз фискальных данных;

Осуществление взаимодействия с федеральными органами через специальный информационный ресурс, именуемый "кабинет контрольно-кассовой техники".

Предполагается также улучшение защиты контрольно-кассовой техники за счет применения ключа фискального признака, мастер-ключа.

Вводятся и новые реестры, так помимо реестра контрольно-кассовой техники будет действовать реестр фискальных накопителей, реестр экспертных организаций.

Появится возможность проверки чеков с помощью проверки фискального признака, то есть с помощью использования шифровального средства защиты. Такое средство необходимо для проверки чеков, во избежание фальсификаций. При этом следует различать фискальный признак оператора, фискальный признак документа, фискальный признак подтверждения.

Ряд новых терминов, понятий и правовых реалий должны облегчить работу налогоплательщиков, в частности, введение электронного кабинета контрольно-кассовой техники предусматривает сокращение времени на регистрацию ККТ и взаимодействие с налоговым органом.

Вместе с тем, для продавца - пользователя потребуются дополнительные действия, в частности, приобретение новой контрольно-кассовой техники или доработка старых моделей, заключение договоров с оператором фискальных данных. Теперь обработку фискальных данных будет осуществлять специализированный оператор, передающий эти данные в налоговый орган.

Применение контрольно-кассовой техники

Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением отдельных случаев, установленных в статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ .

Таблица

Случаи, когда контрольно-кассовая техника не применяется

К технически сложным товарам, которые могут продаваться без применения контрольно-кассовой техники, относятся товары, внесенные в соответствующий перечень сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 27.05.2016) "Об утверждении перечня технически сложных товаров").

Приведем перечень подобных товаров:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования

3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу

5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)

6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями

7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины

8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления

9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления

10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления

11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления

12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой

13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями

Изменения в отношении применения ККТ

Кроме этого с 2016 года у покупателя появилось право на получение чека в электронной форме. Пользователь вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа).

Соответственно, покупатель на сайте в Интернете может проверить, действительно ли был выдан данный чек. Это нововведение должно обезопасить покупателя от ситуаций, когда их права не соблюдаются, например, право на возврат некачественного товара.

Кроме того, теперь чек, направленный по электронной почте, будет действовать наравне с отпечатанным ККТ. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности. Это нововведение достаточно важно для покупателей, которые часто совершают покупки в Интернет-магазинах.

Если продавец находится в труднодоступном месте или не должен применять кассовую технику, то он выдает бланк строгой отчетности. Для того, чтобы продавец выдал соответствующий бланк, его необходимо попросить об этом, а вот отказ в выдаче бланка будет неправомерным.

Требования к реестру контрольно-кассовой техники и реестру фискальных накопителей

Требования к реестру ККТ содержатся в статье 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" . В соответствии с изменениями, внесенными в 2016 году, также введен реестр фискальных накопителей.

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) является государственным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.

Государственный реестр контрольно-кассовой техники состоит из двух разделов.

Первый раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемых кредитными организациями при совершении кассовых операций.

Второй раздел Государственного реестра содержит сведения о моделях контрольно-кассовой техники, разрешенной к применению кредитными организациями при совершении кассовых операций, а также об используемых в них программных продуктах и формируется на основании сведений, предоставляемых Центральным банком Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.01.2007 N 39 "Об утверждении Правил ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требований к его структуре и составу сведений").

В реестре контрольно-кассовой техники содержится следующая информация:

Полное наименование изготовителя контрольно-кассовой техники с указанием организационно-правовой формы;

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю контрольно-кассовой техники;

Наименование модели контрольно-кассовой техники;

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в автоматических устройствах для расчетов (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена для использования только в автоматических устройствах для расчетов);

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет" (в случае, если контрольно-кассовая техника предназначена только для осуществления расчетов с применением электронных средств платежа в сети "Интернет");

Сведения о возможности использования контрольно-кассовой техники только в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности (в случае, если контрольно-кассовая техника является автоматизированной системой для бланков строгой отчетности);

Наименования моделей фискальных накопителей, сведения о которых содержатся в реестре фискальных накопителей и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этими моделями фискальных накопителей установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;

Дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и сведения, содержащиеся в таком заключении.

Для включения контрольно-кассовой техники в реестр необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган.

Кроме заявления необходимо подать:

Заключение о соответствии модели контрольно-кассовой техники;

Иные документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники.

Соответственно, налоговый орган принимает решение:

О регистрации модели ККТ;

Об отказе в регистрации.

Также сведения о модели могут быть исключены из реестра. Сведения о модели контрольно-кассовой техники исключаются из Государственного реестра на основании:

а) заявления организации или индивидуального предпринимателя, указанных в Государственном реестре в качестве поставщика;

б) решения Федеральной налоговой службы о несоответствии модели контрольно-кассовой техники установленным требованиям в случае обращения федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации или физического лица.

С 2016 года также вводятся требования к ведению реестра фискальных накопителей.

В данном реестре содержится следующая информация:

Полное наименование изготовителя фискального накопителя с указанием организационно-правовой формы;

Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный изготовителю фискального накопителя;

Наименование модели фискального накопителя;

Дата и номер документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Наименования моделей контрольно-кассовой техники, сведения о которых содержатся в реестре контрольно-кассовой техники и в отношении которых федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности на основании экспертизы результатов оценки влияния таких моделей контрольно-кассовой техники на выполнение этой моделью фискального накопителя установленных требований к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных были подготовлены заключения об отсутствии указанного влияния, а также даты и номера выписок из данных заключений;

Сроки действия ключей фискального признака, содержащегося в фискальном накопителе.

Для того, чтобы зарегистрировать фискальный накопитель, необходимо также подать заявление в налоговый орган.

К заявлению необходимо приложить:

Копию документа о соответствии модели фискального накопителя установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты фискальных данных и выписок из заключений;

Документы, которые подтверждают сведения, содержащиеся в этом заявлении, и реквизиты которых указаны в этом заявлении.

Соответственно, если компания или предприниматель планируют приобретение контрольно-кассовой техники, то необходимо уточнить на сайте налогового органа, содержится ли модель ККТ в соответствующем реестре. Аналогичную информацию следует уточнить в отношении фискальных накопителей для передачи данных в налоговый орган через Интернет.

Так, если контрольно-кассовая техника или фискальный накопитель были исключены из реестра, то применять соответствующую технику уже нельзя.

Экспертиза моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных

С 2016 года введен новый порядок экспертизы моделей контрольно-кассовой техники (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ), подобная экспертиза необходима для целей установления соответствия техники требованиям законодательства, а также возможностям передачи данных в онлайн-режиме.

Теперь не достаточно, чтобы экспертиза контрольно-кассовой техники была выполнена любой организацией, имеющей технические средства для ее осуществления.

Введены новые требования к экспертным компаниям.

1. Состояние в реестре экспертных организаций.

В реестре экспертных организаций указывается следующая информация:

Полное наименование организации;

Идентификационный номер налогоплательщика;

Фамилия, имя, отчество (при наличии) экспертов, общая численность работников;

Наименования и реквизиты документов, подтверждающих соответствие организации требованиям к экспертным организациям.

2. Наличие численности экспертной организации, установленной законодательно.

Экспертная организация должна иметь численность экспертов, являющихся работниками экспертной организации на основании трудовых договоров, в количестве не менее двух.

3. Наличие чистых активов.

Чистые активы - это активы, обеспеченные собственным капиталом организации.

Величина чистых активов как общества с ограниченной ответственностью, так и акционерного общества рассчитывается на основании данных бухгалтерской отчетности (п.2 ст.30 Закона N 14-ФЗ , п.3 ст.35 Закона N 208-ФЗ , п.1 Порядка , утв. Приказом Минфина от 28.08.2014 N 84н).

Соответственно, применительно к экспертным организациям, такая организация должна обладать чистыми активами в размере не менее 10 миллионов рублей.

4. Соблюдение иных требований, в том числе о конфиденциальности информации:

Обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в процессе проведения экспертизы;