Виды научных исследований. Виды и типы научных исследований Различают два вида научного исследования

От любой другой сферы человеческой деятельности наука отличается своими целями, средствами, мотивами и условиями, в которых научная работа протекает. Если цель науки – постижение истины, то его способ – научное исследование. Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Научное исследование – это процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности ученого. Любое научное исследование характеризуется определенными качествами: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.

Занимаются научными исследованиями, как правило, ученые, которые профессионально к этому подготовлены; работают они в научных учреждениях, имеющих экспериментальное и лабораторное оборудование. Каждая наука для добывания новых знаний использует свои методы и средства. Для построения научных теорий ученые используют понятийный и категориальный аппарат науки, владеют системой научной информации. Знания в процессе исследования могут выступать либо как предпосылка, либо как средство, либо как результат научного исследования.

Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое , хотя разграничение это условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер. Эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Эмпирическое познание строится на изучении реальной действительности, практического опыта. Занимаются эмпирическим исследованием, как правило, практики – профессионалы в той или иной области деятельности (учителя, социальные работники, психологи и др.).

Теоретическими исследованиями, как было уже отмечено, занимаются специально к тому подготовленные люди: профессора, доценты, научные сотрудники, работающие в научных учреждениях или в высших учебных заведениях.

В эмпирическом исследовании используются такие методы, как наблюдение, описание, эксперимент; при теоретических исследованиях, наряду с этими методами, используются методы абстрагирования, идеализации, формализации, моделирования и др. Кроме того, на эмпирическом и теоретическом уровнях используют такие логические методы, как анализ – синтез, индукция – дедукция и др. Подробнее о них будет сказано ниже.

Отличаются эмпирические и теоретические исследования также полученными результатами. В первом случае они фиксируются в виде утверждений, правил, рекомендаций, во втором – это теоретические знания: научные концепции, законы и закономерности, открытия и изобретения и др.

Сравнение эмпирического и теоретического познания представим в табл. 1.1

Таблица 1.1

Эмпирическое познание

Научное познание

1. Эмпирическое исследование осуществляется практическими работниками, занятыми профессиональной деятельностью.

2. Познавательная деятельность не носит систематического и целенаправленного характера.

3. Методы познания – наблюдение, описание, эксперимент и др.

4. Полученные знания фиксируются в виде утверждений, правил, рекомендаций

1. Научное исследование проводится специально подготовленными к этому учеными.

2. Научная деятельность носит систематический и целенаправленный характер.

3. Специальные методы познания: абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование и др.

4. Полученные знания отражаются в виде научных концепций, законов и закономерностей, открытий и изобретений

Несмотря на отличие эмпирического и теоретического знания, они тесно между собой взаимосвязаны: теоретическое исследование строится на основе знаний, фактов, выявленных в процессе изучения реальной действительности.

Эмпирический уровень позволяет изучать реальную действительность, выявлять новые факты и явления и на их основе строить обобщения, делать выводы, давать практические рекомендации. На теоретическом уровне выдвигаются общие закономерности, позволяющие объяснить взаимосвязь ранее открытых фактов и явлений, формулировать законы, на основе которых возможно предсказать развитие будущих событий. Это лишь общая схема научных исследований.

Типы научного исследования

Исследования по своему характеру можно разделить на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные.

Фундаментальное исследование – исследование, которое направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

Прикладное исследование – исследование, проводимое в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные исследования - исследования, которые проводятся в рамках отдельной науки.


Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К их числу относятся исследования в социальной работе: на стыке социологии и социальной работы, психологии и социальной работы.

Комплексные исследования – исследования, которые проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

Аналитическое или однофакторное исследование – исследование, которое направлено на выявление одного наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов. К первому относятся поисковые исследования . Хотя название звучит тавтологично, под этим подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследования «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение новых результатов в малоисследованной области.

Второй тип – критические исследования . Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента. Большинство исследований, проводимых в науке, относятся к уточняющим. Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.

1.4. Общая схема хода научного исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. «Актуальность» следует понимать так: насколько автор правильно понимает выбранную тему и оценивает ее с точки зрения своевременности и социальной значимости. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить …, описать…, установить …, выяснить…и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов научной работы.

Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Предмет и объект исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования , которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Описание процесса исследования – основная часть научной работы, в которой освещаются методика и техника исследования.

Следующий этап хода научного исследования – обсуждение его результатов , которое ведется на заседаниях выпускающей кафедры, где дается предварительная оценка теоретической и практической ценности дипломной работы.

Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы , которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.

По целевому назначению выделяют три вида исследований: фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования - направленные на разработку и развитие теоретических концепций науки, ее научного статуса, истории и методологии (методология науки - учение о принципах построения, формах и спосо­бах научного познания), т.е. призваны разрешать задачи стратеги­ческого характера. Их основными отличительными признаками являются:

§ тео­ретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, прин­ципов или фактов, имеющих принципиально важное значение,

§ концептуальность, историзм,

§ критический анализ научно несостоятельных положений,

§ ис­пользование методик, адекватных природе познаваемых объектов действитель­ности,

§ новизна и научная достоверность полученных результатов.

Результаты фундаментальных исследований, как правило, не находят прямого выхода в практику, а служат обогащению теории и методологии самой науки.

Прикладные исследования - решают в большей мере практические задачи или теоретические вопросы практической направленности. Обычно прикладные иссле­дования являются логическим продолжением фундамен­тальных исследований и по отношению к ним носят вспомогательный харак­тер. Решая оперативные задачи, прикладные исследования, таким образом, опираются на иссле­дования фундаментальные, которые вооружают их общей ориентацией в част­ных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, помогают опреде­лить наиболее рациональную методику исследования. В свою очередь, при­кладные исследования дают ценный материал для фундаментальных исследо­ваний. Основными признаками прикладных исследований являются:

§ прибли­женность их к актуальным запросам практики,

§ сравнительная ограниченность выборки исследования,

§ оперативность в проведении и внедрении результатов и др.

Разработки - служат для непосредственного обслу­живания практики. Они опираются на прикладные исследования и передовой опыт. Отличительными чертами разработок являются:



§ целеустрем­ленность,

§ конкретность,

§ определенность

§ сравнительно небольшой объем.

По характеру решаемых задач выделяют обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, методическое, описательно-эмпирическое, объяснительно-эмпирическое и экспериментальное исследования.

1. Обзорно-аналитическое исследование (ОАИ) . Если цель исследования состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике по исследуемой педагогической проблеме, то обычно ограничиваются организацией и проведением ОАИ.

Данное исследование является наиболее трудоемким и предполагает подбор и изучение литературы по проблеме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала (что уже сделано в науке, что предстоит сделать для того, чтобы ответить на возникшие вопросы, связанные с проблемой исследования). Результатом ОАИ выступает констатация фактического состояния дел по проблеме исследования.

К данному виду педагогического исследования обычно предъявляются следующие основные требования :

* соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной проблемой и темой исследования;

* полнота списка изученной литературы;

* глубина проработки литературных источников;

* систематичность изложения имеющихся данных;

* краткость и точность формулировки выводов;

* грамотность текста, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

Информация, накопленная в результате изучения литературы, представляется либо в виде реферата, либо в виде параграфа или главы курсовой или дипломной работы.

2. Обзорно-критическое исследование (ОКИ). Если в качестве дополнительной цели перед студентом ставится задача критически оценить сложившееся состояние дел по исследуемой проблеме, то обращаются к обзорно-критическому исследованию, которое, разумеется, в качестве первого шага на пути его осуществления предполагает внимательный анализ сложившегося состояния дел. Поэтому в данном исследовании представлены обзорно-аналитическая часть, подробная и аргументированная критика того, что и как уже сделано по проблеме исследования, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления (предположения, идеи) автора, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такие размышления могут перемежать текст или быть выделены в отдельный раздел, который явится переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы. Результатом ОКИ является критическая оценка того, что сделано по проблеме исследования.

К исследованию критического типа, кроме уже описанных выше, предъявляются следующие требования :

· аргументированность критики;

· непротиворечивость рассуждений и обоснованность выводов.

Результаты работы представляются либо в виде реферата, либо в виде параграфа или отдельной главы курсовой или дипломной работы.

3. Теоретическое исследование (ТИ). Если перед студентом ставится задача найти новое решение проблемы (без чего, кстати, невозможно правильно сформулировать гипотезу экспериментальной части исследования), то проводится теоретическое исследование. В этом исследовании речь идет не о констатации сложившегося положения дел и не о его критике, а о поиске и предложении способов нового теоретического решения возникшей проблемы. Предложенное решение проблемы (гипотеза) - это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения. Теоретическое исследование может иметь и прикладной характер, если цель исследования - для конкретных областей педагогической действительности (для конкретной школы, конкретного содержания образования, конкретных видов деятельности и т.д.) разработать технологию внедрения уже предложенных наукой и практикой идей решения проблемы.

По своей структуре теоретическое исследование обязательно содержит аналитическую, критическую и конструктивно-теоретическую части. В аналитической части дается обзор состояния дел по проблеме исследования (кто занимался проблемой, какие вопросы решены, что осталось не решенным), в критической - дается аргументированная оценка предложенных способов решения проблемы, в теоретической - излагаются основные идеи (концепция) автора по решению проблемы (новые способы решения проблемы или новая технология внедрения уже имеющихся способов) и дается их теоретическое обоснование.

К исследованию теоретического типа, кроме указанных выше, предъявляют следующие требования :

* обоснованность выбора темы исследования (общественная, теорети-ческая и практическая значимость);

* четкость формулировки методологических компонентов исследования (объект, предмет и т.д.);

* точность определения используемых понятий;

* логичность и смысловая стройность работы;

* оригинальность и теоретическая обоснованность предложенного ре-шения проблемы (новых способов или технологии внедрения имеющихся).

Результаты работы представляются либо в виде курсовой работы, либо теоретической главой дипломной работы.

4. Методическое исследование (МИ). Методическое исследование проводится в том случае, если перед студентом ставится задача - разработать, обосновать и проверить на практике некоторую новую диагностическую методику или методику формирования ЗУН, качеств, способностей учащихся. При этом, если создается диагностическая методика , то она должна: 1) содержать теоретическое обоснование необходимости ее создания, доказательство преимущества по отношению к имеющимся диагностическим методикам; 2) подчиняться критериям валидности, надежности, точности и однозначности; 3) содержать описание цели и методики ее использования в педагогической практике, технологию обработки и интерпритации получаемых с ее помощью данных. Если создается формирующая методика , то: 1) должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование; 2) дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется; 3) указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Результаты методического исследования оформляются в виде курсовой работы, главы, параграфа или части параграфа дипломной работы.

5. Эмпирические (опытные) исследования. В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование, как правило, содержит в себе методическое, которое связано с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным.

Задачей описательно-эмпирического исследования (ОпЭИ) является сбор, описание и анализ фактов, касающихся изучаемых объекта и предмета проблемы исследования. В ходе исследования студент просто наблюдает, фиксирует, описывает и анализирует то, что происходит в реальной педагогической действительности, без какого-либо вмешательства. Результат исследования - собраны, описаны и проанализированы факты, реально существующие в педагогическом процессе.

В задачу объяснительно-эмпирического исследования (ОбЭИ) входит не только сбор, описание и анализ фактов, но и их объяснение, которое должно содержать в себе выявление причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное. Результат исследования - научное объяснение известных фактов.

К эмпирическим исследованиям предъявляются следующие требования :

* адекватность выбранных критериев и признаков изучаемому предмету и объекту исследования;

* адекватность диагностических методик состояниям исследуемого объекта и предмета;

* правильный подбор методов обработки результатов исследования;

* краткость и точность формулировки выводов, их доказательность и обоснованность (непротиворечивость объяснения фактов).

Результаты эмпирического исследования оформляются либо в виде реферата, либо в виде параграфа или его отдельной части курсовой или дипломной работы.

6. Экспериментальное исследование (ЭИ). Самым сложным и наиболее трудоемким является экспериментальное исследование, которое, во-первых, предполагает предварительное проведение всех вышеперечисленных исследований (без них организовать и провести настоящий эксперимент, рассчитанный на получение новых и ценных результатов, практически невозможно), во-вторых, требует значительных затрат сил и ресурсов на подготовку и проведение самого эксперимента. В научно-педагогичес-кой литературе различают два типа экспериментального исследования: теоретико-прикладное и прикладное.

Цель теоретико-прикладного экспериментального исследования (ТПЭИ) - найти новое решение проблемы и проверить его эффективность в реальной педагогической практике. Цель прикладного экспериментального исследования (ПЭИ) - для конкретных условий разработать технологию внедрения в педагогическую практику уже найденных и предложенных наукой и передовой практикой решений определенной педагогической проблемы. Как правило, такие исследования выполняются по прямому заказу органов образования. Например, разработать программу внедрения личностно- ориентированного подхода в практику работы конкретного образовательного учреждения.

К экспериментальному исследованию, кроме перечисленных выше, предъявляются следующие требования :

* непротиворечивость и убедительность логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно;

* обоснованность теоретической и практической значимости результатов эксперимента;

* характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента;

* четкая формулировка практических выводов и конкретных методических рекомендаций.

Отличие экспериментального исследования от эмпирического состоит в следующем. Эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной (экспериментальной) ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа студент (ученый, практик) просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в реальной педагогической практике без какого-либо вмешательства. Если же исследователь изменяет обычное течение реальной педагогической действительности (создает искусственную ситуацию), то такое исследование становится экспериментальным.

4.8. Формы представления результатов исследования

Представление исследования имеет решающее значение во всей работе. На­личие стандартов представления является характерным атрибутом исследователь­ской деятельности и выражено достаточно жестко. Таких стандартов в науке не­сколько:

§ тезисы,

§ научная статья,

§ устный доклад,

§ рецензия,

§ монография,

§ популярная статья (эссе),

§ реферат,

§ курсовая работа,

§ квалификационная работа.

В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура.

Тезисы научных докладов, опубликованные в печати, - это краткое из­ложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументировано рас­крываются, представляя читателю основные направления работы над исследуе­мой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и при­кладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность ос­вещаемых вопросов, подходы других ученых к решению данной научной зада­чи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретической и экспериментальной работы, выводы и практические рекомен­дации по решению исследуемой проблемы.

Монография - научная работа одного автора или коллективный труд ав­торского коллектива, в котором более или менее подробно излагается одна на­учная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее че­тырех печатных листов, она называется брошюрой.

Рецензия - критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведении в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предло­жения о путях разработки обсуждаемых проблем

Эссе - это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публи­цистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук, однако его подход к объекту отличается от научного ведущей ролью личности автора, которая полностью определяет принципы анализа объекта. Помимо этого, для эссе характерна особая связь со временем, повышенная актуализированность, в которой преимущественно выражено родство эссеизма и публицистики, а также экспрессивность. Эссеистический подход обязательно предполагает универ­сальное значение трактовки даже частной темы и характеризуется в функцио­нальном плане доминированием функции убеждения.

Следует отметить, что написание таких работ требует наличия опреде­лённых навыков исследовательской деятельности, которые отрабатываются при выполнении таких учебно-исследовательских работ, как реферат, курсовая и квалификационная работа.

Реферат - краткое изложение содержания научного труда или трудов, посвященных какой-либо проблеме.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы - формы учеб­но-исследовательской деятельности студентов.

Диссертация (лат. рассуждение, исследование). Рассмотрим общую характеристику и отличительные особенности магистерской, кандидатской и докторской диссертаций.

Научные исследования классифицируют по видам связи с общественным производством и степени важности для народного хозяйства; целевому назначению; источникам финансирования и длительности ведения исследования. Рассмотрим две из них более подробно.

По видам связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т.п.

В области товароведения и экспертизы это могут быть исследования, связанные с повышением эффективности работы торгового предприятия, организации труда товароведов и других работников торговли, повышение культуры обслуживания и т.д.

По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки (рис. 1).

Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности.

К фундаментальным исследованиям в товароведении можно отнести изучение материальной природы товаров, исследование процессов; протекающих в товарах при хранении; изучение внешних и внутренних факторов, влияющих на потребительские свойства товаров на всех этапах товародвижения. Фундаментальные исследования в области экспертизы - это разработка научных основ товарной экспертизы, способов обнаружения фальсификации и т.д.

Фундаментальные исследования в товароведении часто проводятся на стыке с другими науками. Для товароведения продовольственных товаров это в первую очередь естественные науки - биохимия, химия, микробиология; а также экономика и другие науки.

Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель прикладных исследований - установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.

В результате прикладных исследований на основе научных понятий создаются технические понятия. Прикладные исследования, свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:

  • - поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований;
  • - в результате научно-исследовательских работ создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п.;
  • - целью опытно-конструкторских работ являются подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.

В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.

Учебная исследовательская работа студентов и научная исследовательская работа студентов в области товароведения и экспертизы в основном носит характер прикладных исследований или разработок. Прикладные исследования могут быть поисковыми (по установлению факторов, влияющих на товар на различных этапах товародвижения; могут быть направлены на отыскание путей создания новых технологий производства пищевых продуктов на основе результатов фундаментальных исследований и др.), научно-исследовательскими (направленные на создание новых технологий, опытных установок и т.п.). Разработки могут быть направлены на создание новых пищевых продуктов, технологий их производства; создание и утверждение нормативной документации на новые продукты, организацию выпуска опытной партии нового продукта и т.д.

Как проводить научные исследования

Организация исследовательской деятельности 1.1 Понятие научного исследования. Виды исследований Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний . В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования. Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п. Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Научные исследования классифицируются по различным основаниям. По источнику финансирования различают

    научные исследования бюджетные,

    хоздоговорные

    и нефинансируемые.

Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя. В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на

    фундаментальные,

    прикладные.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований. Фундаментальные научные исследования – это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях. Прикладные научные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями. Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач. Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований. По срокам выполнения научные исследования можно разделить на

    долгосрочные,

    краткосрочные

    и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа. В теории познания выделяют два уровня исследования : теоретический и эмпирический. Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным. Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория. Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые. Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они возникли на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, нестандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения. Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям: 1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается; 2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы); 3) совместимости с существующим научным знанием; 4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов; 5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений. Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные. Описательная гипотеза – это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта. Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно-следственных зависимостях. Прогнозная гипотеза – это предположение о тенденциях и законномерностях развития объекта исследования. Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следующими свойствами: 1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности. 2. Теория – это целостная система достоверных знаний. 3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д. 4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, доказаны. Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий. В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории: 1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.); 2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов; 3) логику теории – совокупность определенных правил и способов доказывания; 4) философские установки и социальные ценности; 5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории. Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы. Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений. Категория – общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность. ^ Научный термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке. Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат . Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др. Аксиома – это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия – всеобщие, общие и частные. Закономерность – это: 1) совокупность действия многих законов; 2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе: 1) ее абсолютный и относительный рост; 2) отставание социального контроля над нею. Положение – научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. ^ Идея – это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления; 2) определяющее стержневое положение в теории. Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов. Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что: 1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы; 2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее; 3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений; 4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости). Понятие «факт » употребляется в нескольких значениях: 1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания); 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина); 3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов. ^ Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний. ^ Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей. ^ 1. 2 Этапы научно-исследовательской работы Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство. В социально-правовом исследовании выделяются пять стадий: 1) подготовка программы; 2) социологическое наблюдение (сбор эмпирической информации); 3) обработка и обобщение полученных данных; 4) научный анализ и объяснение данных; 5) изложение итогов. Применительно к работам студентов на экономические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения: 1) подготовительный; 2) проведение теоретических и эмпирических исследований; 3) работа над рукописью и её оформление; 4) внедрение результатов научного исследования. Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют большое значение для выполнения научных исследований студентами. ^ Подготовительный (первый) этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария). Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, при написании диссертационных исследований – список тем диссертаций, а при невозможности посмотреть весь текст диссертации можно в некоторых случаях ограничиться изучением авторефератов диссертаций. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Подробнее процесс выполнения НИР в соответствии с ГОСТ 15.101-98 приведен в приложении А. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования. ^ Исследовательский (второй) этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов производственной практики; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений. ^ Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений. ^ Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) и результаты диссертационных исследований рекомендуются для внедрения в практическую деятельность органов управления и в учебный процесс. ^ 1.3 Метод и методология научного исследования Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д. В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней. К методам эмпирического уровня относят

    наблюдение,

    описание,

    сравнение,

    измерение,

    анкетный опрос,

    собеседование,

    тестирование, эксперимент,

    моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют

        аксиоматический,

        гипотетический (гипотетико-дедуктивный),

        формализацию,

        абстрагирование,

        общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов. В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы: 1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания; 2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках; 3) частные – для родственных наук; 4) специальные – для конкретной науки, области научного познания. От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования. Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования – определенную последовательность действий, способ организации исследования. Методика – это совокупность способов и приемов познания. Например, под методикой оценки эффективности инвестиций понимают совокупность правил, принципов, формул и приемов, позволяющих при определенных ограничениях корректно рассчитать эффективность инвестиционных проектов. Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологие й . Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях: 1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.); 2) учение о научном методе познания. Выделяют следующие уровни методологии: 1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания. 2. Частная методология научных исследований для группы родственных экономических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания, например, экономических отношений в процессе производства. 3. Методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология политэкономии, методология менеджмента. ^ 1.3.1 Философские и общенаучные методы научного исследования Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля – с идеализмом. При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов: 1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов: а) единства и борьбы противоположностей; б) перехода количественных изменений в качественные; в) отрицания отрицания. 2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия. 3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности. 4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии; г) конкретно-исторически. 5. Проверять полученные знания на практике. Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические. ^ Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Например, метод анализа используют при изучении и классификации затрат, при формировании источников прибыли и т.п. Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Так, соединение всех этапов создания и коммерческой реализации продукции было объединено в относительно новую дисциплину «Инновационный менеджмент». Индукция – это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруденции для установления причинных связей между явлениями, деянием и наступившими последствиями. Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей. Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Например, в юриспруденции пробелы в законодательстве могут быть восполнены применением закона по аналогии. Аналогия закона – это применение к неурегулированному нормой права общественному отношению нормы закона, регулирующей сходное отношение. ^ 1.3.2 Методы теоретического уровня К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа. ^ Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания. ^ Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета. Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит: 1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов; 2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной; 3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с помощью дедукции; 4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий. Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения. Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности. Примером абстрагирования может служить процесс образования экономических понятий. Эти понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех существенных свойств экономических явлений и содержат только те признаки, которые существенны в определенном отношении. Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного. ^ Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности. ^ Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. ^ Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов. Применение этого метода позволило ученым выделить следующие правовые системы мира: англосаксонскую, романо-германскую, социалистическую, религиозную, обычного права. Рассматривая деятельность организации как систему (с подсистемами управления кадрами, управления финансами, управления качеством и т.п.), находящуюся в более общей экономической системе, исследователи устанавливают особенности функционирования данной системы или проецируют общие, известные закономерности с учетом особенностей данной системы. ^ 1.3.3 Методы эмпирического уровня К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Как метод научного исследования наблюдение применяется, например, для сбора социологической информации или как метод установления норм труда (известен, в частности как «фотография рабочего дня») . Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами. Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО). Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Количественный метод широко применяется в экономической статистике, для изучения результатов деятельности отдельных организаций и экономических систем. Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В управлении качеством измерения используют для определения количественных характеристик качества объектов. Этими вопросами занимается специальная область науки – квалиметрия. Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. В научном исследовании этот метод применяется, например, для сравнения экономических систем различных государств. Этот метод основывается на изучении, сопоставлении сходных объектов, выявлении общего и различного в них, достоинств и недостатков. Таким путем можно решить практические задачи совершенствования государственных институтов, отечественного законодательства и практики его применения. Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям: по отраслям научных исследований – физические, биологические, химические, социальные и т.д.; по характеру взаимодействия средства исследования с объектом – обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные). Приведенная классификация не является исчерпывающей. Моделирование – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект. В теории моделирования различают: 1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей, знаков, математической интерпретации; 2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи, предметы-аналоги для опытов при экспертизах, реконструкция внешнего облика человека по методу М.М. Герасимова. Экономико-математическое моделирование широко применяется в различных экономических исследованиях для описания разного рода процессов, закономерностей, отношений. Обобщенно сведения об исследовательских методах представлены в таблице 1. Таблица 1 - Основные исследовательские методы, используемые в экономике

Читайте также:
  1. I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ, ДИПЛОМНЫХ, НАУЧНЫХ РАБОТ
  2. ВОПРОС 2. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  3. Вопрос 8: Изменение слуха при поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов по данным камертонального и аудиометрического исследований.
  4. Гештальтпсихология: общий очерк развития, основные представители и направления исследований.
  5. Гидроэкология как наука, ее предмет, задачи и место в системе научных дисциплин.
  6. Гранты как форма поддержки инициативных научных исследований
  7. Деятельность бюджетных фондов поддержки научных исследований (РФФИ, РГНФ)

Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды научных исследований:

1.Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

2.Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.

3.Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

4.Разработка - научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Типы научных исследований:

1.Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знания.

2.Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

3.Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае - психологии).

4.Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.

5.Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

6.Однофакторное, или аналитическое,исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

34. СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (от лат. sabjectum – лежащий в основании) – в философии науки в настоящее время трактуется в нескольких смыслах:

1) как отдельный ученый, с именем которого связано открытие;

2) как особое сообщество людей – ученых, специально занятых производством знания;

3) как все человечество, состоящее из отдельных народов, когда каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает в качестве особого субъекта познавательной деятельности. Субъекты научной деятельности имеют специальную подготовку, в ходе которой они использует свой запас знаний, осваивая средства и методы его получения, делает их своим достоянием на основе своих мировоззренческих, ценностных ориентаций, этических принципов и целевых установок, специфичных для данной области научного познания в исследованиях определённой эпохи. Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим. Это живая личность с ее страстями, интересами, характером, темпераментом, талантом, волей и т.п. Но фактически под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности. Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осмысление приемов, норм, методов исследовательской работы, традиций.



Субъекты познания различают на каждом этапе развития науки: классическом, неклассическом, постнеклассическом:

На этапе классической науки субъект познания представляет собой «гносеологического Робинзона» (это – субъект «вообще», вне социокультурных и субъективных характеристик; он познаёт объект «сам по себе», как бы в «чистом виде» без всяких посторонних привнесений, абсолютно объективно);



2) субъект неклассической науки уже не претендует на абсолютное знание, поскольку получаемое знание:

а) относительно, что часто понимается как субъективное,

б) инструментально, что означает, что это знание предназначено для решения определенных задач,

в) субъект познания – не созерцающая мир гносеологическая машина, а активно познающее существо, причем не только исследующее те или иные стороны объекта, но и формирующее сам объект познания,

г) субъект познания – не столько отдельный человек, сколько большие исследовательские коллективы;

3) характеристики субъекта постнеклассической науки аналогичен субъекту познания неклассической науки, однако есть и новые отличия: в связи с глобализацией научной деятельности, субъект познания выходит за рамки национальных границ и формируется интернациональный «научный этос» (Р.К. Мертон), который в состоянии решить современные задачи.