Альпинистская страховка страховая компания. Верхняя страховка

Страховка в альпинизме и горном туризме

Во время восхождения спортсменам приходится преодолевать различные участки рельефа : снег , фирн , лёд , скалы , осыпи и травянистые склоны. Для каждого из этих видов рельефа существует снаряжение и техника страховки.

Организацию страховки осуществляют следующим образом: устанавливают две-три точки страховки (снаряжение специфично для каждого вида рельефа) на небольшом расстоянии друг от друга. При этом все точки должны быть независимы друг от друга. Карабины соединяют петлёй из стропы или верёвки диаметром не менее 8 мм. Соединённые таким образом точки называются базой. Находясь около базы, участник восхождения должен быть пристёгнут к базе (а именно к верёвке , связывающей точки) с помощью самостраховки. Все дополнительные страховочные приспособления также должны быть пристёгнуты к базе.

Страховка на скалах

Для организации базы наиболее часто используют следующее снаряжение:

  • шлямбур - можно описать как «скальный аналог дюбеля». Считается самым надежным снаряжением для организации базы. Сначала скальным молотком делается отверстие, в которое вставляется дюбель из мягкого метала, разжимной анкер или клеящая смола. После чего в это же отверстие вставляется (в случае смолы), закручивается или забивается крюк или болт, который держит проушину. Страховка крепится за этот крюк или отверстие в проушине. Правильно установленный шлямбур очень надежен, его разрушающая нагрузка 2.5-5т, что зачастую превосходит прочность скалы или веревки. Шлямбуры устанавливаются как надежная точка страховки для длительного использования. Преимущества - надежность, можно установить на «зеркальной» стене, служит не один год. Недостатки - сложность установки, на установку уходит много времени, нужен опыт. Иногда преимущества шлямбуров становятся их недостатком. Из-за их большой надежности их постоянно используют на «популярных» маршрутах, особенно вблизи больших городов. Нагрузка на такие шлямбуры в сезон может достигать 100 и более человек в день в течение десятилетий. Что непременно ведёт к усталости металла и разрушению шлямбура.
  • скальный крюк - полоска металла 10-20 см длиной и 2-3 см шириной, с проушиной для карабина. Крюк забивают в узкие щели (2-4 мм) молотком. Для более широких щелей используют швеллерные крючья, имеющие сечение швеллера ;
  • Закладка - изготавливается из металла, обычно в форме трапецевидальной призмы, иногда с полым отверстием внутри. Сквозь призму продет стальной трос в форме петли (для карабина). Закладки имеют различные размеры для щелей от 0,5 до 5 см шириной;
  • френд - относительно сложное механическое устройство, по функциональности является улучшенным аналогом закладки.

Самыми надежными являются шлямбуры; закладки, френды и крюки при прочих равных условиях менее надёжны, чем шлямбуры. Надежность и применимость каждого вида снаряжения сильно зависит от конкретной ситуации и навыков устанавливающего. Ввиду этого многие считают закладки и френды более надежными, поэтому при организации базы хотя бы одна из точек должна быть сделана с помощью закладки или френда. Однако забитый профессионалом крюк часто остается в скале на десятилетия и используется многими поколениями альпинистов, в то время как закладки «разбалтываются», а френды из-за их дороговизны оставляют на скалах только в чрезвычайных ситуациях. Крюки лучше устанавливать в узких щелях с гладкими стенами, закладки - в извилистых щелях, шлямбуры - на гладких стенах и в роли верхней базы или базы для ночевки при многодневных восхождениях. Кроме этого существует много других, менее распространённых приспособлений, периодически изготавливаются новые виды снаряжения.

При движении по скалам можно делать промежуточные точки страховки (из какого-либо одного элемента - френда, закладки, крюка). Если острой необходимости в страховке нет, используется страховка «за камни» - верёвка закладывается за выступающие камни «змейкой», то есть так, чтобы при срыве она зацепилась за выступ. Чем больше изгибов будет у верёвки , тем проще будет удержать сорвавшегося человека при таком способе страховки. Необходимо также следить, чтобы верёвка не зацепляла «живые» камни - камни, которые легко сдвигаются с места, если приложить к ним нагрузку.

Страховка на снегу

  • вбитый в снег ледоруб;
  • снежный парус (снежный якорь) - широкий лист металла с тросиком для крепления карабина.
  • снежный крюк (фирновый крюк? ) - по форме это напоминает айс-фифи (ледовый якорь), фирновый крюк на самом деле представляет собой вариант ледобурного крюка.
  • фирновый крюк - вариант ледобурного крюка, резьба короткая и утолщена, более длинный чем обычный ледобур.
  • Снежный парашют - представляет собой равносторонний треугольник из плотного капрона, по периметру обшитый тонкой стропой. Длина стороны треугольника составляет 50 см. На каждом углу стропа образует петлю для крепления расходной веревки. Треугольник вкапывается в снег углом вниз. Такой парашют весит менее 90-а грамм.

Наиболее часто используют ледорубы . Для этого ледоруб необходимо вбить в снег вертикально вниз, как можно глубже. Необходимо предварительно утрамбовать для этого площадку. Вбитый в снег ледоруб выдерживает малый рывок (около 100 кг), для усиления точки страховки на него обычно встают ногами и удерживают собственным весом. Другой вариант - закапывание ледоруба в снег горизонтально. Для этого предварительно выкапывают канавку для ледоруба и для петли (или куска основной веревки). Страховку крепят к петле, которую привязывают за древко ледоруба. После этого ледоруб и петлю закапывают, а сверху засыпают снегом и утрамбовывают. Также для усиления надёжности при организации точки страховки на снежных склонах используется так называемый «ледорубный крест»: когда ниже воткнутого в склон ледоруба вплотную к нему горизонтально втыкается второй ледоруб (образуя форму креста), и страховочная верёвка проходит поверх него (такая же установка используется для организации сброса верёвки после спуска последнего участника). При движении по снегу промежуточные точки страховки не используются.

Страховка на льду

Ледобур.

Для организации базы можно использовать:

  • ледобур - полый металлический стержень с резьбой и проушиной для карабина. Ввинчивается в ледовый склон под прямым углом на глубину до 20 см;
  • проушина - во льду вырубают две ямки 20 см глубиной на расстоянии 20-25 см друг от друга. С помощью ледобуров соединяют ямки друг с другом, в получившееся отверстие пропускают верёвку ;
  • ледовый гриб - вырубают во льду гриб с диаметром «ножки» не менее 30 см, за которую заводят верёвку . Очень трудоёмкий способ.
  • Абалаковская петля - во льду высверливается с помощью ледобура два канала под углом друг к другу, в который продергивается репшнур . На репшнур вешается карабин , в который прощёлкивается страховочная верёвка.

При движении по льду устанавливают промежуточные точки страховки с помощью ледобуров.

Для самостраховки на льду можно использовать ледовые инструменты (например, специальный крюк-якорь айс-фифи , используемый для преодоления крутых ледовых склонов и др.).

Страховка на осыпи

Страховка на осыпи невозможна из-за отсутствия массивных неподвижных предметов. Для обеспечения безопасности необходимо соблюдать ряд правил:

  • стоять так, чтобы вылетевший из-под ног камень не мог попасть ни в кого из остальных участников;
  • по возможности держаться ближе к скалам;
  • идти в связках .

Личное снаряжение

У каждого участника восхождения должна быть страховочная система («обвязка» и «беседка»), к которой привязывают верёвку , и два «уса» самостраховки (привязанные к страховочной системе куски верёвки диаметром 9-11 мм, 0,5 м и 1,5 м длиной с петлёй на конце) для пристёгивания к базе или перилам.

В личное снаряжение входят также различные приспособления для осуществления страховки и самостраховки: восьмёрка и гри-гри служат для увеличения силы трения, благодаря чему один человек легко может удержать сорвавшегося участника, жумар - для движения по перилам вверх и многие другие.

Способы страховки

Перила

Перилами называют верёвку , концы которой закреплены на двух базах. Возможно использование нескольких промежуточных точек страховки. Перила используют в альпинизме для движения по сложным участкам совместно с другими способами страховки, и для движения по относительно легким участкам (на которых, тем не менее, возможен срыв с летальным исходом или тяжёлой травмой участника) без страховки.

Верхняя страховка

Точки страховки находятся выше участника. Верёвка проходит через эти точки и спускается к участнику. В процессе лазания он двигается вверх или вниз, а человек, осуществляющий страховку, вытягивает («выбирает») лишнюю веревку или выдаёт её. Таким образом, в случае срыва, участник повисает на веревке немного ниже того места, до которого он смог подняться или спуститься. Нагрузка при рывке и риск получить травму являются при этом минимальными. При верхней страховке обязательное использование динамической верёвки (растяжение под нагрузкой около 30 %). Только в этом случае срыв может быть безопасным.

Нижняя страховка

Точки страховки расположены вдоль всего маршрута, или их необходимо установить в подходящих местах. Один из концов верёвки привязан к участнику, а страхующий держит в руках участок верёвки в нескольких метрах от него. В процессе лазания участник продевает («прощёлкивает») верёвку в карабин на той точке, до которой поднимается или вынимает(«выщёлкивает») верёвку при спуске. Страхующий при этом постепенно «выдаёт» или «выбирает» веревку. Таким образом, в случае срыва участник повисает недалеко от той точки страховки, до которой он смог подняться или спуститься. Самой опасной является ситуация, когда спортсмен срывается при попытке «прощёлкнуть» веревку в очередную точку страховки или сразу после выщёлкивания. В этот момент последняя точка страховки находится намного ниже, и высота падения может составлять до 10 (а иногда и 20-40 при редком заложении элементов) метров. Этот способ является опасным и требует большого мастерства от страхующего.

При нижней страховке следует использовать только динамическую верёвку , так как срыв, приходящийся на лезущего, может быть очень большим (фактор рывка 2). Можно также использовать амортизаторы рывка.

Гимнастическая страховка

Иногда используется т. н. «гимнастическая» страховка - самый простой способ страховки, при котором лезущего страхует руками и собственным телом напарник, стоящий под ним. Используется на малых высотах (не выше 4-5 метров) при прохождении особо сложных маршрутов (болдеринг). Также можно использовать крэшпады - специальные маты для болдеринга, смягчающие удар об землю.

Требования к снаряжению

Требования к прочности снаряжения устанавливаются UIAA . Снаряжение, на которое приходится нагрузка при срыве спортсмена, должно выдерживать груз массой 2300 кг. Вес такого груза приблизительно в два раза превосходит нагрузку, которую может выдержать скелет человека.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Альпинизм. Часть 2 Опасности в горах и меры предосторожности Под общей редакцией И. И. Антоновича

Главная задача страховочной системы — распределить усилие при срыве и предотвратить травмы. Можно услышать разные названия: система, обвязка, беседка. Если ремни страховочной системы обхватывают пояс и бедра спортсмена — перед нами нижняя система, страховочная беседка, если грудь и плечи — верхняя система, грудная обвязка, если присутствует и то и другое — это полная система (страховочная привязь, обвязка).

Грудные обвязки использовались в прошлом веке и сегодня сами по себе не применяются, только в комбинации с нижней системой, потому что при срывах сдавливают грудную клетку и могут вызвать удушение. Полная система используется в промышленном альпинизме, потому что обеспечивает комфорт при длительном зависании, а также часто на соревнованиях из-за соображений безопасности. Нижние системы, беседки, широко применяются в альпинизме, горном туризме и скалолазании. В зависимости от вида активности и задач ножные обхваты системы различаются по ширине и возможности регулировки. Также есть специальные женские модели.

В АльпИндустрии представлены сертифицированные страховочные системы для разных видов активности от Black Diamond, CAMP, Edelweiss, Petzl, Singing Rock и других брендов.

Страховочная цепь состоит из: страхующего, самостраховки страхующего, страховочной станции, страхующего устройства, промежуточных точек страховки, страховочной системы, карабинов и веревки, которая все это соединяет. Основное правило при выборе снаряжения для организации страховочной цепи это использование снаряжения изготовленного, испытанного и сертифицированного именно для выполнения данной задачи. Поэтому категорически запрещается использовать для нижней страховки статическую веревку и не рекомендуется использовать для самостраховки усы из ленты и самостраховки для ИТО типа дейзи чейн.
Но даже использование сертифицированного снаряжения не дает гарантий - применение снаряжения с ошибками или использование ошибочных технических приемов также очень опасно. Рассмотрим силы, которые действуют на разные элементы страховочной цепи при срыве. Внимание!
Во всех расчетах мы принимаем вес сорвавшегося 80 кг, но нужно помнить, что при весе сорвавшегося большим, чем 80 кг усилия значительно вырастут. Например если рывок при весе сорвавшегося 80 кг и факторе рывка 1,7 (это стандарт для испытаний по UIAA) составит 8,3 кН, то при весе сорвавшегося 114 кг и аналогичных прочих условиях рывок составит 11,1 кН, что очень близко к установленному UIAA пределу безопасности для сорвавшегося в 12 кН. А главное, что при этом на промежуточную точку страховки будет воздействовать усилие более чем в 18 кН, что находится далеко за границей прочности для любого страховочного снаряжения кроме стационарных (шлямбурных) крючьев.
Поэтому стоит обратить самое серьезное внимание на вес лидера, и дать себе правдивый ответ - сколько вы весите со всей одеждой, рюкзаком, снаряжением, биваком и т. д. Ваша безопасность напрямую зависит от этого ответа. Оценив вес сорвавшегося вы можете оценить максимальный фактор рывка, падение с которым не травмирует сорвавшегося и не приведет к разрушению страховочной цепи.
Согласно стандартам безопасности UIAA сила рывка на сорвавшегося при любых условиях не должен превышать 12 кН, практически все современные веревки гарантируют (для новой и сухой веревки), что эти сила не превысит 9 кН. Следует помнить, что сила рывка на сорвавшегося зависит от его веса, фактора рывка и качества веревки (ее растяжимости) и НЕ ЗАВИСИТ от глубины падения. На эту тему написано очень много - посмотреть на расчеты можно или . Эта сила воздействует на сорвавшегося через страховочную систему , прочность которой согласно стандартам UIAA составляет не менее 15 кН, что вполне достаточно и дает почти двукратный запас прочности. (Обсуждение использования только нижней или полной страховочных систем выходит за рамки данной статьи, плюсы и минусы каждого варианта многократно обсуждены, и выбор каждый альпинист делает сам для себя в зависимости от маршрута и ситуации. UIAA рекомендует использовать нижнюю страховочную систему - беседку.)

Ситуация, при которой карабин при рывке развернется, и усилие окажется приложено к карабину поперек длинной оси, с высокой степенью вероятности приведет к разрушению карабина, разрыву страховочной цепи и потере страховки. Обычный карабин выдерживает при приложении нагрузки поперек длинной оси от 7 до 9 кН, что не оставляет никаких запасов прочности при тяжелом рывке. Особенно опасна практика прикрепления к страховочной веревке с помощью карабина именно там, где она и получила широкое распространение - на простых маршрутах среди начинающих альпинистов и среди горных туристов. И те и другие часто используют статические или просто старые веревки (не смотря на то, что это недопустимо) и совершают походы и восхождения с тяжелыми рюкзаками. Классическая отговорка звучит так - «маршрут простой - падать тут негде», но с использованием старой или статической веревки при падении на 1-2 метра с фактором рывка 1 сила рывка может значительно превысить прочность карабина. Страховочная веревка.
На сегодняшний день это одна из самых надежный частей страховочной цепи, современные стандарты даже не оговаривают ее прочности, сила максимального рывка это гораздо боле важный фактор. Все современные веревки гарантируют нагрузку на сорвавшегося при весе груза 80 кг и факторе рывка 1,77 не более 9 кН, что оставляет запас на старение веревки, ее намокание и т. д., в любых условиях рывок не превысит установленного UIAA предела безопасности в 12 кН. По данным независимых тестов прочность современных статических и динамических веревок составляет не менее 15 кН с завязанным узлом «восьмерка». Что дает опять практически двукратный запас прочности. При использовании веревок типа Half (двойная, половинка) или Twin (сдвоенная) также достигается повышение надежности страховочной цепи от перебивания веревки камнями или от обрыва на остром ребре. Прочностные и динамические характеристики веревок типа Half и Twin не уступают характеристикам одинарных веревок. Силы действующие на промежуточную точку страховки.

Согласно закону сложения сил на верхнюю промежуточную точку страховки действует сила равная 1,66 силы, которая действует на сорвавшегося. Коэффициент 1,66 возникает из-за того, что часть усилия рывка тратится на преодоление силы трения в карабине, если бы силы трения не было то на точку действовала бы сила равная двойной силе рывка.
Данный фактор делает верхнюю промежуточную точку самым нагруженным и соответственно самым слабым звеном в страховочной цепи. Посмотрите на свое снаряжение, у вас нет ни одно из устройств для организации промежуточных точек страховки (за исключением ледобуров), которое выдерживает рывок в 15 кН, который возникает на промежуточной точке при силе рывка на сорвавшегося в 9 кН. И это только паспортные характеристики снаряжения, которые не учитывают непрочность породы и ошибки при установке снаряжения на рельефе.
Также следует помнить, что практический фактор рывка часто оказывается выше теоретического - трение веревки о рельеф, трение в карабинах снижают способность веревки поглощать энергию падения.
Исходя из этого знания срывы с фактором рывка > 1 возможны только при использовании в качестве промежуточных точек страховки стационарных (шлямбурных) крючьев, прочность которых находится в диапазоне от 18 до 22 кН. Альпинистские карабины, петли и оттяжки выдерживают нагрузка не менее чем 22 кН, что достаточно для использования в любом месте страховочной цепи.
Внимание!
Не смотря на то, что петли и оттяжки обладают необходимым запасом прочности, следует помнить, что их динамические характеристика мало отличаются от характеристик стального троса. Особенно это заметно на коротких оттяжках, основную длину которых составляет сшивка в три слоя ленты и страховочные станции, на которых петли используются сложенными в 2, 4 или даже 6 раз. Увеличение количества одновременно нагруженных ветвей приводит к значительному снижению динамических характеристик петли.
Страховочное устройство.
Стандарт на страховочно/спусковые устройства UIAA вводит только с 2012 года, устройства выпущенные до этого времени тестировались только производителем. Независимые тесты показали, что обычная «восьмерка» выдерживает нагрузку более 30 кН, устройства типа реверсо и шайба Штихта также обладают необходимым запасом прочности. На сегодняшний день UIAA рекомендует для занятия альпинизмом устройства базирующиеся на принципе Шайбы Штихта (стакан, корзинка, реверсо, ATX-XP, ATX-XP Guide и т.д.), устройства типа «восьмерка» в каталогах многих фирм проходят как «олд скул» устройства.
Страховочно/спусковые устройства типа реверсо обладают набором неоспоримых преимуществ по сравнению с «восьмерками» - они не крутят веревку, позволяю нормально работать с двойной веревкой на спуске и при страховке, позволяют организовать автоматическую фиксацию веревки при страховке второго, дают возможность организовать безопасное и комфортное лазанье в тройке и многое другое.
Напротив в практике применения «восьмерок» в России сложился очень опасный стереотип - веревку в восьмерку заправляют через карабин, а не через «шейку» устройства.
Данный вариант использования подходит только для статических и «дубовых» веревок неизвестного происхождения, которые могут применяться только для верхней страховки и перил. При страховке современной «мягкой» динамической веревкой такой вариант использования приводит к страховке «через карабин», что абсолютно недопустимо, так как не обеспечивает необходимый уровень торможения веревки и соответственно не является безопасным. Второй распространенной ошибкой является встегивание страховочно/спускового устройства в две петли на обвязке. Производители снаряжения явно указывают единственно правильный способ – крепление в силовую петлю. При использовании первого способа происходит неправильная ориентация страховочно/спускового устройства в пространстве и регулярное приложение нагрузки на муфту карабина. В обоих случаях затрудняется работа с устройствами и повышается опасность. Важно! Привязывание к страховочной веревке производится через ДВЕ петли. Страховочное устройство крепится в силовую петлю. Также очень опасным является широко распространенный способ перехватывания веревки при страховке.

При использовании этого способа руки страхующего перехватывают веревку, захватывая одновременно две веревки - выше страховочного устройства. При этом способе появляется момент в который веревка удерживается одной рукой в неправильной позиции, фактически происходит страховка одной рукой через карабин. Данный способ страховки абсолютно недопустим!
Обычная ошибка – страхующий при нижней страховке далеко отходит от маршрута, при срыве лидера это приведет к сдергиванию страхующего, его подтаскиванию к скале, удару и возможно к потере страховки. Чтобы избежать этого, особенно в начале лазания, когда возможен срыв с высоким фактором рывка, страхующий должен находиться под маршрутом, чтобы рывок на него пришелся в направлении ВВЕРХ. Способность страхующего удержать лидера при срыве повысится, если он заранее оценит направление рывка, возможность своего контакта с рельефом при рывке и предпримет меры снижающие вероятность ударов. Одним из самых простых методов является выбор правильной позы – с упором в рельеф, и смена страховочной руки, чтобы при ударе о рельеф не оказалась травмирована или зажата рука, контролирующая веревку. Страховочная станция.
Основным качеством страховочной станции является ее надежность - возможность выдержать рывок максимально возможной силы. Данная характеристика достигается распределением нагрузки на несколько точек страховки и наличием дублирования/подстраховки - которые обеспечивают выполнение станцией своих функций при отказе одного или нескольких элементов. Организация станций на одной точки возможна, только если это абсолютно надежная точка - монолитный скальный выступ, надежное живое дерево и т. д.
Организация станции на одном стационарном крюке (шлямбуре) недопустима! Рекомендации по организации страховочной станции достаточно подробно изложены в работе «Организация станций страховки» согласно рекомендациям нем. альпинистского союза DAV» и многих других пособиях. Посмотреть можно
Для меня достаточно спорным выглядят рекомендации по установке страховочного устройства непосредственно на страховочную станцию при нижней страховке. При страховке второго - верхней страховке, такое закрепление страховочного устройства на станцию это и правда очень удобный и надежный способ, особенно при использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки. Но минусы при страховке лидера, на мой взгляд, перевешивают возможные плюсы.

Рассмотрим несколько ситуаций при различных методах закрепления страховочного устройства.

Ситуация 1.
Лидер срывается и повисает на веревке, которая проходит через промежуточную точку страховки. Страховочное устройство закреплено на станции. При этом усилие равное 0,66 усилия на сорвавшегося (до 6 кН) воздействует на страховочное устройство и, если оно прикреплено к станции, то и на станцию в направлении ВВЕРХ. Обычно лидер, организуя станцию, рассчитывает ее на приложение нагрузки в противоположном направлении - ВНИЗ, что и понятно - ему надо организовать самостраховку, страховать второго и худший случай, на который рассчитывается станция, это падение с фактором рывка 2 непосредственно на станцию (если промежуточных точек нет или они не выдержат), все эти силы направлены ВНИЗ, При нагружении такой станции ВВЕРХ с высокой степенью вероятности произойдет ее разрушение при незначительных нагрузках - закладные элементы очень чувствительны к направлению приложения усилия, тоже относится и к станциям на скальных выступах и крючьях. А если после этого произойдет и отказ промежуточной точки, то возможна и полная потеря страховки.

Чтобы избежать разрушения станции в такой ситуации рекомендуется устанавливать оппозитную оттяжку на дополнительную точку страховки, которая должна будет воспринять рывок вверх. Но далеко не всегда есть такая возможность, да и доверять всего одной точке не совсем разумно. Следуя принципу дублирования и распределения нагрузки при таком способе организации станции рекомендуют страхующему нагружать станцию вниз своим весом через самостраховку. Но на реальном рельефе такое удается далеко не всегда. Ситуация 2.
Лидер срывается и повисает на веревке, которая проходит через промежуточную точку страховки. Страховоочное устройство закреплено на страхующем. При этом усилие равное 0,66 усилия на сорвавшегося (до 6 кН) воздействует на страховочное устройство и страхующего в направлении ВВЕРХ. Как правило это приводит к поддергиванию страхующего - трение веревки в карабинах и трение веревки о рельеф ограничивают рывок и высоту поддергивания. При этом поддергивании происходит протравливание веревки и снижается рывок на сорвавшегося и на верхнюю промежуточную точку. Сравнивая ситуации 1 и 2 видно, что при значительно большей трудоемкости и сложности организации станции с оппозитной оттяжкой мы не получаем выигрыша в надежности организации страховки. Ее единственный плюс это исключение передачи рывка на страхующего, но снизить опасность этого рывка можно правильно выбирая место для страховки и позицию страхующего. Из дополнительных минусов можно отметить ограниченную подвижность страхующего - он должен «висеть на станции», что значительно ограничивает его обзор и затрудняет организацию работы с веревкой. Ситуация 3.

Лидер срывается и повисает на веревке, которая НЕ проходит через промежуточную точку страховки. Страховочное устройство закреплено на станции. При этом усилие равное усилию рывка на сорвавшегося (до 9 кН) воздействует на страховочное устройство и станцию. Это один из самых тяжелых и опасных сценариев - рывок с силой до 9 кН приходится на страховочную станцию, возможность снижения усилия рывка существует только если страхующий сможет протравить веревку. К сожалению исследования и опыт говорят о том, что в такой ситуации страхующий, как правило намертво зажимает веревку и воспользоваться протравливанием веревки не удается. Ситуация 4.
Лидер срывается и повисает на веревке, которая НЕ проходит через промежуточную точку страховки. Страховоочное устройство закреплено на страхующем. Веревка проходит через станцию к стаховочному устройству. При этом на станцию будет воздействовать усилие равное 1,66 усилию рывка на сорвавшегося (до 15 кН), на страховочное устройство и на страхующего до 6 кН. Это также очень тяжелый и опасный сценарий, но страховочная станция должна выдержать такой рывок, а поддергивание страхующего и происходящая при этом выдача веревки приведет к значительному снижению силы рывка на сорвавшегося, станцию и страхующего. Рассматривая ситуации 3 и 4 видно, что при обоих вариантах организации станции ситуация очень опасная. Некоторые преимущества крепления страховочного устройства на станцию существуют, но допускать такую ситуацию нельзя. Так, что значимых выигрышей при такой организации станции нет. Все минусы такого решения наоборот сохраняются. Организация направляющей точки - первая промежуточная точка страховки после станции. Видя тяжесть последствий при срыве лидера в ситуациях 3 и 4, становится понятно, что следует любыми способами избегать срыва лидера в самом начале движения от станции и его падению ниже станции, что может привести к рывку с фактором 2.
Основным способом для того, чтобы избежать такого развития событий является установка первой промежуточной точки страховки в непосредственной близости от станции. Если есть такая возможность то лидер устанавливает эту точку еще не отстегнув самостраховку или не выпустив станционную петлю из рук. Существует и тактический ход для безопасной организации первой промежуточной точки.
Лидер, получив от страхующего информацию о небольшом остатке веревки, выбирает удобное место для организации станции, но видит, что выше нет возможности организовать точку страховки вблизи от станции. В этой ситуации он вылезает выше места, в котором планирует организовать станцию, организует промежуточную точку, пощелкивает в нее веревку и спускается на место станции. Таким образом, в начале движения на следующем отрезке первая промежуточная точка страховки уже будет организована. А после того, как лидер пролез больше половины веревки (приближаясь к станции) срыв с фактором рывка больше 1 маловероятен.

В ситуации, когда организовать направляющую очку невозможно, и выше страховочной станции начинается участок сложного лазанья с высокой вероятностью срыва можно использовать следующий метод. Страхующий с помощью лидера спускается вниз от станции на несколько метров, глубина спуска выбирается примерно равной расстоянию от станции до места, где можно будет установить первую промежуточную точку страховки. В этом случае фактор рывка, который придется на станцию, не превысит 1, что с учетом протравливания веревки от поддергивания страхующего снизит нагрузку на сорвавшегося и станцию до приемлемых величин. Стандартная и очень опасная ошибка при организации направляющей точки заключается в пощелкивании веревки, с помощью оттяжки, в одну из точек, которые составляют станцию.
Во первых это не приводит к значимому снижения фактора рывка и усилию на сорвавшегося. При выходе лидера на 5 метров выше направляющей точки и расстоянию в 0,5 метра от направляющей точки до страховочного устройства расчетный фактор рывка снизится всего на 10 с 2 до 1,8. Во вторых, как мы уже рассмотрели выше, на эту точку при срыве лидера будет действовать сила в 1,66 раз большая, чем на сорвавшегося, что может привести к ее разрушению, а разрушение одной из точек станции может привести к каскадному разрушению всей страховочной станции.
При таком рывке нагрузка на точку превысит 15 кН, никакое стандартное альпинистское снаряжение для организации точек страховки на скальном рельефе не выдерживает таких нагрузок. Применение этого метода может быть оправдано только при организации станции на стационарных болтах, для исключения трения веревок на станции и некоторого снижения фактора рывка. Также на этих рисунках нарушен первый принцип организации страховочной станции – отсутствует распределение нагрузки на несколько точек. При закреплении страховочного устройства на станции при страховке второго или при страховке на спуске страховочное устройство крепится на станцию, как показано на рисунке. При данном способе торможение в устройстве недостаточно и в случае сильного рывка или необходимости длительного удержания могут возникнуть проблемы. Данный метод практически аналогичен страховке «через карабин». При использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки страховка второго становится очень простой, устройство автоматически фиксирует веревку, страхующему остается только выбирать веревку. Испытания подобных устройств в режиме автоблокировки показали, что они выдерживают нагрузку только до 6 кН без повреждения веревки, из этого следует, что веревку надо выбирать аккуратно, не допуская провиса, чтобы исключить падение с фактором рывка отличным от 0. Дополнительное замечание о срыве с фактором рывка 0.
Представим ситуацию - осуществляется страховка второго через страховочное устройство закрепленное на станции, веревка выбирается аккуратно и провиса нет, второй срывается. В этом случае на станцию будет воздействовать нагрузка равная удвоенному весу сорвавшегося. А если веревка проходит через станцию и страхующее устройство закреплено на страхующем - то весу сорвавшегося умноженному на 3 - 3,3. При образовании провиса и увеличению фактора рывка до 0,3 усилия могут вырасти до 5-8 весов сорвавшегося (в зависимости от качества веревки). Организация самостраховки.
Самостраховка при восхождении в двойке.
Лидер и страхующий привязаны к веревке и самостраховка организуется из страховочной веревки с помощью узла стремя.

Данный вариант прост, не требует дополнительного снаряжения, позволяет организовать самостраховку нужной длинны и т. д. Страховочная веревка обладает необходимым запасом прочности и способна эффективно поглощать рывок, что обеспечивает безопасность даже при падении с высоким фактором рывка > 1. Даже известная особенность узла стремя «ползти» под нагрузкой более 4 кН в этом случае является плюсом - нагрузка при срыве на самостраховке будет дополнительно ограничена протравливанием веревки. Отдельная самостраховка при восхождениях в двойке необходима только на спуске по веревке - «дюльфером».
Поскольку при спуске не планируется выход альпинистов выше страховочной станции и падение с высоким фактором рывка маловероятно, то для самостраховке на дюльфере допускается использование самостраховки завязанной из стандартной петли длиной 100 или 120 см. При этом образуется точка закрепления спускового устройства в 40-50 см от альпиниста и ус для закрепления самостраховки к страховочной станции длиной от 80 до 100 см. Но следует помнить, что срыв с фактором рывка > 1 даже на капроновой стропе очень опасен. Сила рывка при весе груза 80 кг и факторе рывка =1 достигает 11 кН, а при тех же условиях и использовании стропы из дайнемы или кевлара превысит 15 кН, что смертельно опасно. Поэтому требование UIAA при использовании самостраховки категорично - . Только этим способом можно предотвратить срыв с высоким фактором рывка. Самостраховка при восхождении в тройке, группе или ПСР . При работе в тройке или в большей группе принято в процессе всего восхождения пользоваться отдельными самостраховками для каждого участника. Если в группе более чем 3 человека, то эти самостраховки приходится делать достаточно длинными или регулируемыми. Но длинные самостраховки достаточно опасны - альпинист должен иметь возможность в любой ситуации дотянуться до конца самостраховки, поэтому использование самостраховок длиной более 1 метра опасно . При необходимости организовать самостраховку для большого количества людей следует организовать или дополнительную станцию или петлю «накопитель».
Привило «самостраховка должна быть из основной динамической веревки » является абсолютно истинным и актуальным. Но такие самостраховки и особенно узлы на ее концах получаются достаточно громоздкими и не очень удобными в использовании и регулировке. Регулировка длину самостраховки возможно либо с помощью завязывания на ней узлов либо с использованием схватывающего узла. Следует напомнить, что согласно рекомендациям UIAA, для завязывания схватывающего узла вяжется, узел Пруса в три оборота из репшнура диаметром 7 мм.

Не смотря на все неудобства самостраховки из основной веревки надежны и функциональны. Даже если альпинист совершил грубую ошибку, приведшую к срыву и падению с высоким фактором рывка на самостраховку сила рывка будет ограничена растяжением веревки и протравливанием веревки в затягивающихся узлах. При срыве с фактором рывка 2 на глубину 2 метра рывок не превысит 8-9 кН. Неадекватной заменой самостраховкам из основной веревки, стали, получившие распространение в последнее время, самостраховки из строп (лент).


Это варианты самостраховок для спелеологии V-типа и различные варианты самостраховок для лазания с использованием искусственных точек опоры ИТО типа «дейзи чейн». Важно знать и понимать, что ни одна из этих самостраховок не разработана, не испытана и не сертифицирована для использования в качестве самостраховки для классического альпинизма. В лазанье с ИТО отсутствует возможность падения на самостраховку с фактором рывка отличным от 0. На петле «дейзи ченн» указана прочность самой самостраховки - 22 кН, эта цифра многих успокаивает и вводит в заблуждение.
При падении уже с фактором рывка 1 груза весом 80 кг на самостраховку из дайнемы рывок превысит 15 кН, самостраховка это выдержит, но выдержит ли станция? И альпинист при этом получит серьезные травмы. А при срыве с фактором рывка 2 возможен уже и обрыв и самой самостраховки. Чтобы произошла такая авария падение не должно быть глубоким, проведенный нами эксперимент привел к обрыву капроновой стропы прочностью 18 кН при падении груза 80 кг с фактором рывка 2 на суммарную глубину всего в 1,5 метра. Материалы испытаний приведены в статье ! Многие вспомнят, что при коротких срывах значительную роль начинают играть мелкие нюансы - затягивание узлов, растягивание и деформация страховочной системы, деформация тела альпиниста, что при небольшой глубине падения приводит к значительному снижению силы рывка. Да, так и происходит. Но расчетная сила рывка при срыве груза весом 80 кг с фактором рывка 2 на стандартную капроновую ленту с удлинением 12-14 (при разрушающей нагрузке) превышает 30 кН!!! Но все эти причины и приводят к снижению силы рывка до 18 кН, как и показали эксперименты. Растяжение стропы из дайнемы почти на 50 меньше чем у капроновой и рывок будет еще сильнее. Также часто встречается мнение, что если «дейзи чейн» укоротить, то при рывке будут разрываться промежуточные сшивки, что приведет к снижению силы рывка - сшивки сработают в качестве импровизированного разрывного амортизатора. Да и это также правда, но энергоемкость такого «амортизатора» будет мизерной и совершенно недостаточной для видимого снижения силы рывка. Прочитать об исследованиях амортизаторов можно Стандартной и распространенной ошибкой при использовании «дейзи чейн» (кроме использования ее в качестве самостраховки) является неправильное закрепление карабина в концевой петле. Альпинистами используются несколько методов. Карабин фиксируется с помощью липкой ленты или специального резинового фиксатора - данный способ создает иллюзию жесткого и прочного закрепления, но не дает возможности увидеть ошибку при укорачивании самостраховки. Такая фиксация равна полному отсутствию фиксации.

Данный способ гораздо менее других узлов снижает прочность петли и гарантирует сохранение страховки в случае ошибки при укорачивании. Некоторые производители уже начали производить «дейзи чейн» с заранее перекрученной петлей для крепления карабина. Самостраховки выполненные из замкнутых петель лишены недостатков связанных с возможностью неправильного закрепления карабина и ошибок при укорачивании, но сохраняют все прочие недостатки свойственные самостраховкам данного типа. Резюме по самостраховкам типа «деййзи ченйн». Использование самостраховок данного типа не рекомендуется , так как они не обеспечивают необходимого уровня безопасности. Но в силу широкого распространения, простоты и удобства использования их видимо еще долгое время будут применять.
Используя данные самостраховка, следует помнить об их потенциальной опасности и следовать следующим правилам - правильно крепить страховочный карабин, правильно укорачивать самостраховку и главное - не допускать ситуацию при которой может возникнуть срыв с фактором большим или равным 1 на самостраховку. Главное правило - самостраховка должна быть все время натянута ! К сожалению, при работе в большой группе, восхождениях с начинающими альпинистами и тем более при проведении спасательных работ следовать этому правилу не удается. Поэтому для данных видов деятельности такие самостраховки неприменимы. Стандартная ситуация - на станции 6 человек, лидер просит отстегнуть его самостраховку и начинает движение. Но отстегивают не его а другую самостраховку и, сделав первое движение, лидер «упирается» в натянутую самостраховку и срывается с фактором рывка 2 на станцию.
Опасность такого срыва мы уже обсудили выше. Это более чем распространенная ситуация.
При проведении спасательных работ ситуация еще более опасная - спасатели активно перемещаться на станции и работают с тяжелыми грузами, все эти действия часто происходят в темноте и в условиях некоторой неразберихи. Опасность выхода на самостраховке над станцией и срыва с высоким фактором рывка при проведении ПСР очень высока. Большую опасность представляет использование для самостраховки регулируемых самостраховок для ИТО – клифа.
Известные производители снаряжения Petzl, Metolius, Yates и другие указывают на таких самостраховках разрешенную нагрузку от 1 до 5 кН. И только на изделиях фирмы 5.14 указана нагрузка 22 кН, что безусловно неверно и вводит в заблуждение пользователей. Использование клиф возможно только для позиционирования – использование их для самостраховки запрещено! Альтернативой описанным выше типам самостраховок являются самостраховки выполненные из динамической веревки, но не завязанные узлами, а сшитые на специальном оборудовании.
Промышленностью выпускаются несколько видов самостраховок данного типа - прямые усы, различной длинны, Y- образные системы и Н- образные. Сила рывка при использовании сшитых самостраховок получается несколько выше, чем у самостраховок с узлами - отсутствует протравливание веревки в узлах, но и при этом рывок находится в безопасных пределах, а значительное удобство в использовании, легкость и компактность таких систем делают их все более и более популярными.
Но правила использования остается все тем же - самостраховка должна быть все время натянута ! Срыв с фактором рывка более 1 опасен на любой самостраховке! Одной из самых удобных и функциональных самостраховок данного типа является модель Beal Dinaconnexion и аналогичные модели других производителей. Выполненная методом сшивки из веревки диаметром около 8 мм данная самостраховка обеспечивает две точки крепления, которые позволяют с большим удобством организовывать самостраховку и спуск по веревке.
На спуске в среднюю точку самостраховки - на расстоянии 40 см. от альпиниста встегивается спусковое устройство, а длинный ус - 80 см. крепится к станции. Такая конфигурация очень удобна при использовании спуска со страховкой узлом автоблок.
Данный метод спуска описан в работе Ф. Фаберова и пункт 12. Следует сказать, что UIAA не рекомендует крепить схватывающий узел к ножному обхвату беседки. Для информации - сшивки, выполненные на специальном оборудовании, в отличие от узлов, не ослабляют веревки и стропы, на испытаниях сшитые самостраховки рвутся не по сшивке, а по ровной веревке. Прочность сшитых самостраховок превышает 15-22 кН. Также достойной альтернативой самостраховкам из ленты является самостраховка типа Purcell Prusik.

Для изготовления данной самостраховки применяется репшнур диаметром 7 мм, и по результатам испытаний данный тип самостраховки доказал высокую надежность и безопасность. Использование в альпинизме самостраховок для маршрутов виа фератта допустимо, эти самостраховки спроектированы и испытаны для использования в очень тяжелых условиях (на этих маршрутах возможен срыв с фактором рывка больше 2). Самостраховки для спелеологии не испытаны и не сертифицированы для использования в альпинизме и не могут быть рекомендованы. Использовать для самостраховки только динамическую веревку. Держать самостраховку всегда нагруженной.
Нижнюю страховку осуществлять через страховочное устройство, закрепленное на страхующем.
Верхнюю страховку осуществлять через страховочное устройство, закрепленное на станции.
Первая промежуточная точка страховки должна быть организована в непосредственной близости от станции, вторая точка должна исключить возможность падения на первую точку с высоким фактором рывка.
Подарите восьмерки, дейзи-чейн и самострахи из стропы врагам.
Всегда (даже при лазании с верхней страховкой) веревку к беседке привязывать узлом восьмерка, использование карабина недопустимо. Вопросы организации точек страховки, используемое снаряжение, узлы и ошибки при их организации мы рассмотрим в следующей статье.

Наш большой опыт в страховании альпинистов со всей России и стран СНГ позволил разработать совместно с компанией Либерти Страхование (АО) уникальный страховой продукт для альпинистов.

Уникальность страховой программы D от компании Liberty заключается в следующем:

Программа страхования D разработана специально для интернет-сервиса Save Pro Life и ее можно купить он-лайн только на сайте .

Программа страхования D расширенная и включается в себя не только транспортировку/эвакуацию вертолетом в горной местности, но и поисково-спасательные работы с применением вертолета на сумму 5 000 у.е. Данное условие необходимо для того, чтобы при страховом случае пострадавшего смогли искать с применением вертолета, если с ним потеряна связь или не известна точка нахождения. А также важно, что включены риски спасательных работ, что актуально при спасении из трещины, поиска при сходе лавины.

В программе страхования D можно выбрать страховое покрытие на транспортировку/эвакуацию вертолетом на сумму 5 000 у.е. или 10 000 у.е. Это условие важно при выборе района восхождения, потому как в зависимости от страны и горного района стоимость эвакуационных работ меняется.

Страхование треккинга и горного туризма:

Высокогорный треккинг или походы имеют не меньшие риски, чем занятие альпинизмом, особенно если вы поднимаетесь выше 2000 метров.

Что такое горная болезнь? Горная болезнь (высотная гипоксия) - болезненное состояние (головная боль, тошнота, слабость и др.), связанное с кислородным голоданием впоследствиии понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, которое возникает в горах на высотах от 2000 м и выше. Высота, на которой развивается горная болезнь, варьируется под влиянием многочисленных факторов - как индивидуальных, так и климатических! Источник рекомендаций по горной болезни: “Школа альпинизма”, Учебное пособие ФАР, 2017 г.

Как оформить страховой полис на сайте

  • Выберите страну посещения и даты поездки.
  • Выберите тип поездки «Туризм» или «Спорт / Экстрим».
  • Если вы отметили «Спорт / Экстрим» - то укажите свой активный вид отдыха или спорта в появившейся строке или выберите подходящий из списка.
  • Укажите дату рождения одного застрахованного лица. Если у вас группа людей - то вы сможете заполнить их личные данные на втором шаге оформления полиса.
  • Выберите подходящую страховую компанию и программу страхования.
  • Заполните личные данные.
  • Оплатите страховку онлайн любым удобным способом.
  • Получите страховой полис на e-mail.